Даулеткерей
1820-1887

DauletkereyДаулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Его отец султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальше его воспитывал двоюродный брат отца, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.

Кюйши Мусрали - великолепный мастер, научил Даулеткерея техническим приемам игры на домбре и подтолкнул юношу к самостоятельному музицированию. Важное значение в формировании музыканта Даулеткерея сыграло его знакомство с европейской музыкой. В силу родственных отношений с ханом Джангиром Даулеткерею часто приходилось бывать в резиденции хана. При ханском дворе причудливо переплетались восточные нравы и обычаи с нормами этикета европейской знати. Там можно было услышать как пение и игру казахского народного музыканта, так и утонченную французскую речь, перемежаемую с русской, под звуки невиданного европейского инструмента - фортепиано. Даулеткерей знал и русскую народную музыку и инструменты. К двадцати годам Даулеткерей был отличным домбристом, популярным во всей Букеевской орде, кроме того, он хорошо играл на русской балалайке.

В начале 40-х годов были созданы первые кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления, например, встреча с искусной домбристкой и красивой девушкой - Акбала-кыз. Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку.

Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи "Кара-кожа", в котором Даулеткерей гневно осуждает одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах. Следующие два произведения "Коныр-кюй" и "Кос шек" являются новаторскими. Затаевич назвал "Коныр-кюй" элегией Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки позволили композитору глужбе раскрыть мир настроений человека.

В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации, особенно тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко. Важным событием в его жизни была поездка в Петербург осенью 1859 г. Казахская депутация отправилась в столицу России "для ознакомления с могуществом и блеском империи". По дороге в Петербург они остановились в Нижнем Новгороде и Москве. Депутация повидала воочию знаменитую Нижегородскую ярмарку, присутствовала на придворных торжествах в Зимнем дворце. В Москве Даулеткерей познакомился с оперой и смотрел балет в Большом театре. Путешествие в Петербург сыграло решающее значение в формировании мировоззрения композитора. Возвратившись домой, Даулеткерей становится горячим сторонником сближения Казахстана с Россией, с ее культурой.

В последние три десятилетия жизни замечательного кюйши наступает подлинный расцвет творчества. Появляются кюи, совершенные по мастерству и глубине содержания. Впечатления от поездки в Петербург нашли творческое претворение в ряде кюев, в которых можно легко проследить отголоски русской бытовой музыки - народной песни, танца и марша: "Ващенко", "Шолтак" и "Косагалы".

Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности можно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума". В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А.К.Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов южной природы. Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга.
Смерть близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, окончательный разрыв со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому композитор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность от него, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью. В результате всех этих сложных переживаний, чувствований и раздумий рождалось трагическое мироощущение, вылившееся в художественно-образную форму кюя "Жигер" - произведения громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшего тревожный дух своего времени.

Даулеткерей умер между 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в Казахстане.