Биржан Кожагулов
1845 - 1904

Биржан родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться "делом", избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.

Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме.

Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и увидав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню "Тентек". Так же родилась другая песня "Жаймашуак". А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. "Айтбай" наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт девушки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю. В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии. В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось в местечке Ешки-Ульмес. Это состязание еще больше укрепило славу певца. Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне "Биржан-сал". Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием "сал", что означает "избранник народа".

Углублению гражданских мотивов немало способствовала встреча Биржана с Абаем Кунанбаевым, происшедшая, вероятнее всего, во второй половине 80-х годов. Знакомство с великим поэтом, просветителем положительно повлияло на творчество Биржана. Песня "Биржан-сал акын" носит печать влияния абаевской песенной лирики, поскольку в ней поется о человеческом достоинстве поэта, его гражданском долге и печальной участи бедняка. Для джигита бедность - злая западня, Жить он не захочет, потеряв коня. Ну, а если друга нечем угостить, От стыда умрет он, не прожив и дня.
Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Биржана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в айтысах.

Последние годы жизни Биржана были омрачены тяжелыми испытаниями: вместе со старостью пришла бедность, а с бедностью - недуги и одиночество. Если нужду и старость Биржан переносил со стойким спокойствием, даже с иронией, то одиночество и непонимание были для него слишком тяжелы. Глухая стена недоброжелательства вызвала с его стороны отчужденность и замкнутость. В песнях последних лет Биржан стремится выразить тоску по безвозвратно ушедший молодости и славе. Все это для окружающих настолько выходило за рамки привычного, что Биржана признали психически больным. Последние три года он провел связанным в своей юрте и умер в тяжелейших муках в 1894 году. Перед кончиной Биржан сочинил песни "Асыл-Ахык" и "Темиртас", обращенные к детям. Свободолюбивый образ великого певца получил свое воплощение в опере Мукана Тулебаева "Биржан и Сара".