Амре Кашаубаев
1888 - 1934

AmreKАмре Кашаубаев - первый казахский певец, которому довелось выступать с концертами за границей: в 1925 году - в Париже, в 1927 - во Франкфурте-на-Майне.

Амре родился в 1888 году в районе Абралы Семипалатинской области. С ранних лет став кормильцем семьи, он работал кучером, сторожем. В качестве первой профессиональной пробы себя как певца он публично выступил на Кояндинской ярмарке, которая была своеобразным фестивалем казахского устного творчества. Прослушав известных казахских певцов Габбаса Айтбаева, Кали Байжанова, познакомившись с композитором Жаяу Мусой, Амре осознал необходимость совершенствования мастерства. Он обогатил свой репертуар и вернулся в Семипалатинск как профессиональный певец. Здесь он встретился со знаменитой певицей Майрой. Вдохновенное искусство Амре Кашаубаева стало известно во всей республике. А.В.Луначарский, бывший тогда в должности наркома просвещения РСФСР, лично пригласил Амре участвовать в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже. Амре принял также деятельное участие в организации первого казахского профессионального театра. В пьесе М.Ауэзова "Енлик - Кебек" он играл роль пастуха Жанала. В апреле 1927 года Амре дал концертное выступление в Москве, а в июле того же года - во Франкфурте-на-Майне. В 1933 году была организована Музыкальная студия, в которую одним из первых записался Амре. Осенью 1934 года талантливый певец заболел и умер.

Особенно значимыми в репертуаре Кашаубаева были песни "Жалгыз арша" ("Одинокий можжевельник"), "Агашаяк" ("Деревянная нога"), "Бал Хадиша" ("Прекрасная Хадиша"), "Дударай" и другие. Познакомившись с Амре, известный этнограф А.В.Затаевич был покорен талантом певца и всячески пропагандировал его искусство как в нашей стране, так и за рубежом. Слушателей восхищал не только превосходный, от природы поставленный голос Амре, но и непосредственность исполнения и внутренний драматизм, сочетаемые с неповторимой окраской тембра.

Редкий певческий дар Амре Кашаубаева не угас до конца его дней. Амре часто выступал по радио с исполнением казахских народных песен, восхищая слушателей красотой и глубиной пения, не менее интересны были его выступления и в театре. Он поражал современников многосторонностью своего дарования.