вернуться в раздел - ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА                                             на главную

Серне ат



ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ

В осенние, зимние месяцы, когда табунщики пасут лошадей под открытым небом, ночуют в походной юрте, они садятся на сильного жеребца или верхового коня или, ведя его на поводу, приходят в какой-нибудь дом и говорят, что пришли на серне (чтобы поесть серне). Хозяева дома режут для них скотину и варят побольше мяса. После того, как начнут готовить еду, жеребец или лошадь табунщиков переходит в распоряжение того дома или их сына. По традиции, они имеют право поехать на нем туда, куда пожелают, пока табунщики не отправятся к себе. Обычно, в таком случае, сын того дома, куда пришли табунщики, садится на серне ат - на коня серне, и гарцует на нем. После того, как гости наедятся досыта, остатки мяса кладут в переметные сумки табунщиков. Перед отправлением серне ат - коня забирают вместе с собой. 
Когда режут лошадь, кровь не смывают, боясь, что счастье уйдет, обычно, когда режут других животных, кровь смывают, чтобы мясо было чистым.
Казахи Центрального Казахстана голову лошади варят целиком, т.к. есть поверье, что если разрубить ее на части, то не будет единства в народе, не будет размножаться скот. Такая же примета есть и у бурят. 
Обглоданный череп лошади не выбрасывают, а оставляют на возвышенных местах: на скале, на крыше сарая, вешают на ветку дерева, чтобы никто не наступал нечаянно ногами.
В Центральном Казахстане череп лошади кладут на верхнюю перекладину могилы, а в Жетысу земледельцы череп коня вешают на пугало, считая, что так не будет вредительства полю. 
Черепа знаменитых скакунов, иноходцев, коней батыров заворачивают в саван из кошмы и оставляют на вершинах высоких гор. Это называют "завертывание в саван черепа лошади" (аттын басын кебiндеу). Череп коня-тулпара Кубаса, на котором сражался в врагами Кабанбай-батыр, живший в XVIII веке, хранится на вершине горы Барлык Маканчинского района Семипалатинской области. Вместе с тем, этот обычай захоронения черепа хорошей лошади сохранился до начала ХХ века.
Есть неопровержимый факт о того, что бий Среднего жуза по имени Шон, завернув в саван голову своего коня Каралата, закопал ее в землю. То же самое сделал с головой своего коня Кулагера и Акан-сэре.
Курен ат знаменитого кюйши Младшего жуза Курмангазы умер раньше своего хозяина, говорят, что место захоронения лошади находится в 1-2 километрах к югу от могилы Курмангазы. Кара ат батыра Амантурлы Кожалака из рода Адай, жившего в начале XIX века, похоронили как человека. Могила находится возле мавзолея Кожалака, в Бейнеуском районе Мангыстауской области. Этот факт указывает на этническую близость между родом Адай Младшего жуза и туркменами. 
У туркмен традиция специального захоронения хороших лошадей сохранялась до начала ХХ века. Есть поверье, что если подложить под голову череп лошади при ночлеге на безлюдье, это оберегает от опасностей и нечистой силы. 

Казахи иногда череп лошади называют "толагай". Строки стихотворения Махамбета: 

Не подкладывая под голову 
Железный кол и толагай [42].