вернуться в раздел - Тамги и Ураны                                             на главную

Старший жуз



  1. Старший жуз. Из книги Шакарим Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий", перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990.

  2. Уйсыны. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год.

СТАРШИЙ ЖУЗ

Всю обширную территорию от реки Каратал, что впадает в Балхаш или, иначе, Море-озеро, до Сыр-Дарьи и Чирчика занимают роды канлы (канглы) и дулат. Эти дулаты ведут свой род от чуйских племен. Дальние предки их - кара-киргизы. Они пришли в западный Алатау за 150 лет до Р. X. На земли юго-западнее дулатов пришли племена канлы, в том числе одна из ветвей - шанышкылы. Самый многочисленный род в Старшем жузе - дулаты. В него входят роды - ботбай, шымыр, сикым, жаныс, албан, суан. Из албанов: кызыл борик, коныp борик, айтбозим, сегиз сары, курман, алжан, кыстык. Да в верховьях р. Или на севере живет род древних уйсынов - сары уйсын. В него входят роды: куттымбет, жанай, жолай, талай, жандосай, кулеке, кырык. Другой многочисленный род в Старшем жузе после дулата - жалаир. В него входят роды: андас, мырза, карашапан, оракты, акбуйым, калпе, сыпатай, арык тыным, сиырши, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик. Род кушик, возможно, потомки нашего Калкамана, потому как есть мнение, что они не жалаирцы. Жалаир в древние времена был род могучий и знатный. Объединив многие племена тюрков, они образовали целое государство. Роды Старшего жуза - шапырашты, ести (ысты) - жили вокруг Алма-Аты. Роды сыргели и ошакты - ближе к Сыр-Дарье. Эти четыре рода из тайфы канлы. Кроме того, в Старшем жузе есть род конырат (конрат). Раньше он был в Среднем жузе, но из-за распри перекочевал в Старший. По сведениям Абулгази Бахадур-хана, они происходят от Конырата, сына Жорлык- мергена - потомка Кияна, сына монгольского хана Ельхана.

УЙСЫНЫ

Уйсыны по акад. Бартольду были известны китайцам за 2 века до Р.Х. Первоначально кочевали на северо-запад от Тянь-Шаньских гор. Царь уйсынов погиб в сражении с гуннами. Гунский царь взял его малолетнего сына себе на воспитание; впоследствии, когда он отличился в походах, поставил его царем над своим народам-уйсынами. На запад от уйсынов жили юечжи (юз) и се (сак). Гунны и уйсыны разбили юечжи, которые передвинулись на запад, вытеснили саков и заняли их кочевья. Уйсыны заняли равнины нынешнего Семиречья. Скоро уйсынский царь Лосцо-ми, носивший титул гунь-мо, престал подчиняться гуннам. По определению китайского писателя VII в. Шы-гу уйсыны имели голубые глаза, рыжие бороды, что в глазах китайца делало их похожими на обезьян. Одни считают уйсынов за тюрков, другие за арийцев. Численность их определялась в 120000 семейств (630000 душ). Дальнейшую историю уйсынов, борьбу двух партий (китайской и гунской) пропускаем, так как интересующийся найдет это у академика Бартольда. Во втором веке по Р.Х. после ухода гуннов, гегемония над кочевниками Семиречья и Восточного Туркестана переходит вначале к народу сэньби (2-4 век), а затем к народу жужань (4-6 век). Последние вытеснили уйсынов в горы Тянь-Шаня.

После этого акад. Бартольд замечает, что уйсыны больше в истории не упоминаются и их имя сохранилось только в названии Старшей Орды. Но мы попытаемся проследить уйсынов в известных нам трудах.

В начале 7 века народы западно-тюркской империи рекой Чу были разделены на 2 группы: к западу от нее жили дулу, к востоку нушиби. В имени дулу мы имеем без сомнения предков дулата, ныне самого многочисленного и самого сильного рода уйсынов: это видно из того, что по пониманию самих киргиз дулат - один из основных родов уйсына во-вторых дулаты оказываются как раз в тех же местах, где за два века перед тем упоминалось имя уйсына.

Рядом с дулу упоминается чубань, в котором узнается другой современный род уйсына - суан.

Дальше на протяжении 5 веков (700-1200) имя уйсына или дулата в известных нам трудах не упоминается.

Иранский историк Рашид-ад-дин (1247-1318), написавший "Историю монголов" со слов монголов, переселившихся с Гулагу-Ханом в 1255 году в Персию, упоминает о народе уйшун, подвластном чагадаидам. В уйшуне мы несомненно имеем уйсынов; ныне один кишлак в Ташкентском уезде, по заявлению самих жителей состоящий из уйсынов, называется уйшун; кроме того так произносят узбеки и каракиргизы. Армия Гулагу проходила через Семиречье в 1253-1254 годах --значит, в это время у реки Чу на горах жили уйсыны.

Как видно из "очерков истории Семиречья" акад. Бартольда и из Харузина, знаменитый историк Мухамед-Хайдар, автор "Тарихи-Рашиди", происходил из рода дулат и был курегеном (т.е. был женат на принцессе Чингисовой крови). 6-ой предок историка знаменитый Эмир Болатчи - дулат в 1348 году привез из Кульджинского района Токлук-Темыра в район Иссыккуля, где обитали дулаты или доголаты, и провозгласил ханом Чагатаева Улуса. Известный противник Тимура Камарэддин, фактически повелевавший Чагатаевым Улусом после смерти Токлука и Балатчи, был братом последнего. Далее в истории упоминаются дулаты Худайдат, племянник Камареддина, сын Худайдата Мир Мухамед и внук его Сейд-Али (1440 г.).

Сам историк Мухамед Хайдар приходится двоюродным братом и Бабуру и Сеидхану (чагатаиду), принимал участие в их войнах против узбеков и казаков (киргиз). После смерти Сеидхана во главе части дулатов Мухамед Хайдар ушел в Лагор к Бабуру, затем овладел Кашемиром, присоединил Тибет и умер там независимым государем. После изгнания Сеидхана из Семиречья (1527-1545 годы) оставшиеся дулаты (как и остальные уйсыны) присоединились к казакам (при Таирхане и его преемниках). В 1650 годах под напором джунгар уйсыны ушли на запад, а в 1690-1790 годах они жили в Ташкентском уезде.

Один из знаменитейших биев киргизского народа Толебий Алибеков (дулат, отделения джаныс), фактически повелевавший Старшей Ордой, жил у самого Ташкента; в 10 верстах от Ташкента по Чимкентской дороге, в местности Каракамыс. Мальчик-бродяга Сабалак, впоследствии знаменитый Аблай хан пас в 1725 году верблюдов Толебия. На месте нынешнего кишлака Кыбрай жил родственник Толебия Кыбрай-Батыр.

В 1723 году киргизский народ пережил исторический погром, когда под давлением джунгар киргизы бежали по направлению к Ходженту, переправились через Сыр-Дарью около нынешнего Конногвардейского поселка и упали в изнеможении от голода у озера Алка-Коль. Это бегство называется "Актабан чубурунды, Алка-Коль сулама". Оттуда голодная толпа двинулась в Самарканд и Бухару и ввергла в голод и оседлое население Туркестана. В 1725-26 годы уйсыны приняли деятельное участие в победоносном наступлении на джунгар, когда удалось отбросить последних за р. Или. В 1726 году, когда озлобленные старики Абульхаира Самеке с половиной киргизского народа ушли к русской границе, чтобы сорвать победоностную компанию, уйсыны были вынуждены покориться джунгарам, от которых освободились в 1757-1758 годах. После этого дулаты владели Ташкентом и были изгнаны в 1798 году коалицией горожан и киргизских родов канлы, чаншклы и рамадан, потомки которых проживают в настоящее время в Ташкентском уезде.