вернуться в раздел - Тамги и Ураны                                             на главную

Младший жуз



  1. Младший жуз. Из книги Шакарим Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий", перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990.

  2. Алчины. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год.

МЛАДШИЙ ЖУЗ

По мнению Аристова, Младший жуз - это отколовшиеся от Среднего жуза алшынские роды. Левшин тоже утверждает, что основную часть Младшего жуза составляют алшыны. (Гораздо позже) к ним присоединил племена, называемые жетыру, знаменитый хан Тауке.

В наше время Младший жуз составляют три главный рода - алимулы, байулы, жетыру. Алимулы составляют шесть родов - карасакал, каракесек, торт кара, шомекей, шекты, кытай. В байулы двенадцать родов - адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, бериш, таздар, есентемир, серкеш, тана, кызыл курт, шейхтар. Жетыру составляют семь родов - табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тилеу, рамадан. Известно, что некоторые из них составляют аргынский род в Среднем жузе. Кроме того, в Младшем жузе есть род токал1-аргын - потомки родов Среднего жуза - саржетим и шакшак. Но в вышеназванных почти нет схожих с названиями родов Среднего жуза. Если это и так, предполагаю, что шекты и шакшак - одно и то же. Но шакшак - аргынский род, может, потому его и не включили в Младший жуз. В 1801 г. хан Букей с частью людей из Младшего жуза переправился на противоположный берег Урала (Яика) и образовал Букеевское ханство, которое составили - кытаи из рода алимулы, беришы, серкешы, адаи, жаппасы, маскары, есыки, естемиры, байбакты, алаша, тана, кызылкурты, таздары из рода байулы и роды - тама, табын, кердери и торе (тюре), т. е. потомки ханской династии - ветви жетыру, всего шестнадцать родов. В том числе - ходжи, ногайцы, толенгиты. Ногайцы прежде были в подчинении торгаутов, когда же те ушли, они остались на месте (т.е. те самые ногаи).

У казахов Младшего жуза сохранилось предание, что при неком хане Алаше было принято: новорожденного с признаками болезни алапес (проказа) отвозили далеко в степь и там оставляли. Когда же у хана самого родился ребенок прокаженный, то он также отвез в степь свою жену с ребенком и оставил ее там со свитой (прислугой) из сорока девушек. От них, мол, и пошли потомки киргизов (киргиз-кырк кыз 2)-алшыны. Это неверно. Алшыны известны были еще в древности. Китайцы их называли фома. Они из тех же корней, что и енисейские кыргызы. Возможно, даже их прямые потомки.

1 Токал - младшая жена (каз.)
2 Кырк кыз (тюрк) - сорок девушек.

Алчыны.

Сведения об отдельных родах Старшей и Средней Орд мы находили у историков китайских, арабских, персидских, византийских, русских и местных. Об алчынах в истории не говорится. Отдельные подроды алчынов встречаются в Крыму, у казанских татар, башкир, ногаев и на Кавказе. Так как передвижения больших групп племен почти прекратились с завоеванием русскими Казани (1552 г.) и Астрахани (1554 г.), то пока можем сказать, что разделение алчынов между отдельными тюркскими народностями произошли не позднее середины 16 века; стало быть алчыны в 16 веке были.
Младшая Орда, составляющая в настоящее время около 2/5 всего киргизского населения, состоит из одних только алчынов. Истории некоторых даже малочисленных киргизских родов начинаются даже до Р. X. Надо полагать, что этот самый многочисленный киргизский род-алчын, также восходит в глубь веков. Попробуем искать следы его в географических названиях и исторических данных.

Северный Алтай.

Кузнецкий Алатау является водоразделом двух притоков р. Оби: восточного -Чулыма и западного-Томи. Один из левых притоков Чулыма называется Берш, от которого на запад в 40 верстах расположено оз. Берчи-куль; в 70-80 верстах от них на р. Томи расположены подводные скалы, Буриш опасные для судов и плотов в половодье. В 50 верстах западнее Берчи-куля начинается р. Алчедат. Один из правых притоков р. Катуни, впадающей в Обь, называется Черкиш. В 100 верстах к северу от Ачинска начинаются реки Большая и Малая Кеть (по которым в 17 веке жили Кетские остяки). 
. По реке Чулым и западнее до р. Томи, в районах включающих в себя вышеуказанные р. Берш, оз. Берчи-Куль, Буришские скалы, р. Алчедат- проживает тюркское племя Кызыл, в составе которого имеются роды Большой Ачин и Малый Ачин; отсюда получил название и город Ачинск. Наименования Берш, Берчикуль, Буриш напоминает название многочисленного рода Берш в составе нашего алчын, роды Большой и Малый Ачин тоже напоминают наш алчын с пропуском букв "л". Такие пропуски замечаются и в киргизском языке например: говорят "ачы" вместо "алчын" (возьми), "аккель" вместо "алып кель" {принеси) и т. д. Если в слове "Алчедат" выбросить окончание множественного числа "т" получится "Алчед", что также близко к нашему "алчын". Черкиш напоминает род черкеш в составе нашего алчына. Кеть напоминает род кете - тоже в составе алчын.
В указанных районах несколько раз встречается слово алтын, которое возможно переводить "золото"; но так как несколько географических названий напоминают наши роды, то и тут можно бы отождествить с алчынским родом алтын. Замечательно еще то, что в этих местах названий, напоминающих роды Большой или Средней Орды (кроме одного аргына) совсем нет, тогда как все перечисленные названия сходны с родами одной только Малой Орды.

Южная и юго-восточная Россия.

В 60 верстах от Киева по железной дороге Киев-Полтава находится станция Барышевка и вблизи село того же названия. В 210 верстах по той же дороге расположен г. Ромодан. В 200 верстах от Киева вниз по Днепру на правом берегу находится г. Черкасы. В 230 верстах от Киева по железной дороге Киев- Москва находится, станция Алтын и вблизи нее село Алтын. На железной дороге Киев-Полтава есть р. Сула, имеющая приток Удай. Карамзин (примечания к IV тому) пишет, что жители села Ахматовки Курской губернии (Рыльского уезда) в 13 веке состояла из черкес, которые назывались казаками. В 70 верстах на юг от Тулы есть уездный город Одоев. В 240 верстах от Харькова по железной дороге Харьков-Пенза находится уездный город Бирюч. Известно, что р. Дон до 14 века называлась Танаис, в котором "ис" есть чисто греческое окончание; Азовское море и гор. Азов носили одинаковое название Тана. По упомянутой реке расположены города Старый Черкасск и Новочеркасск. Против Перекопского перешейка с восточной стороны лежит остров Бирючий. Место впадения р. Кубани в море образует Таманский полуостров. В Пензенской губернии (вблизи границ Симбирской и Нижегородской) находится город Рамадан. В Симбирской губерния есть р. Сура, в которую справа впадает приток Барыш; по реке на месте пересечения с железной дорогой, есть ст. Барыш, у устья р. Барыш расположена слобода Барышовка; отсюда на восток в 30 верстах начинаются 2 речки-Бирюч и Сухой Бирюч; на последней расположена деревня Бирючевка. На юго-запад от г. Саратова расположена гора Алтын: в 30 - 40 верстах ниже города Енотаевска по р. Волге находятся "Золотой бугор" - а это в переводе-Алтын-тобе. Против Астрахани на правом берегу Волги есть урочище Торт-Аятын и недалеко отсюда находится Бирючая коса. Профессор Хвольсон говорит, что в древней Хозарии был город Бараиш. Голубовский говорит, что в 1055 году "приходи Болуш с Половцы и сотвори Всеволод с ними мир".
В 1095 году Владимир Мономах убил пленных Иглара, Китана и Аклана Бурчевича. т.е. сына Бурча. Смирнов приводит из летописи под 1232 годам (за 5 лет до нашествия Батыя), что "Пурышев сын с Половцы избил Мордву всю и Русь Пургасскую, а Пургас едва и мало утече". В 1126 и 1174 годах половцы нападали на г. Баруч. Карамзин пишет, что "торки и берендеи назывались черкасами и казаки-тоже"; в другом месте повторяет, что косоги тоже черкесы, страна которых в 10 веке называлась Касахией; они обитали между Черным и Каспийскими морями. Карамзин утверждает, что в его время осетины черкес называли казаками; совершенно тоже говорит и Семенов-Тяньшаньский, который перечисляя роды черкес, приводит подрод клыч; у наших черкешов тоже есть подрод клыш. Вышеперечисленные географические и исторические наименования Бараш-Бараиш, Барышовка, Баруч, Бирюч, Бирючевка, Бирючий, Бурч, Пурыш, Болуш напоминают алчыновский подрод берш. Удай и 0доев - адай; Черкас и Черкасск- черкеш. Г. Эверс утверждает, что Черкасы основаны черкесами, (а черкесы кавказские и наши имеют подрод Клыш; и оба называются "казак"). Ромодан и Рамадан напоминают наш рамадан, а Тана - тана; Алтын-алтын; Таман - тама. Замечательно, что в тех же районах ни географических названий и ни исторических имен, напоминавших роды Старшей и Средней Орд в периоды по крайней мере до нашествия монголов (даже до 14 века) кроме разве только кыпчаков-совершенно не встречается. Если есть некоторые различия в произношении имен наших подродов в перечисленных наименованиях, то известно, что тюркские слова точно передать невозможно. Особенно в летописях: так, например, пишется бусурман или даже бесермян вместо мусульман. Авзяк или Изябяк-Узбек; Джелебек, Зенебек-Джаныбек; Зеледин-Джалалэддин; Ючи-Джочы, Бахмет-Махмуд; Бузулук-Бузаулык, Саратов- Сарытау, Еруслан-Янарслан и т. д.
В летописях упоминаются: приезжавщий к Всеволоду с половцами Болуш (1055 г.), нападавший с ними же сын Пурыша (1235 г.) убитый Владимиром Аклан, тоже сын Бурча (1095). Допускать, чтобы в 1055 г. приезжал сам Болуш или Бурч, сын которого убит через 40 лет, а второй сын нападал через 140 лет по смерти брата, конечно, нельзя.
Выражение-сын у тюркских народов понимается часто не буквально, а в смысле потомка или лица, происходящего из племени с таким именем; так, например, в песнях Кенесары часто называется сыном Аблайхана, тогда как всем известно, что он только внук его. Поэтому я понимаю, что приезжали с половцами (кыпчаками) бершы, убитый Аклан из рода берш, нападал в 1235 г. с половцами - род берш. Далее-арабский писатель Аль-Айни, говорит, что египетские султаны (мамелюкские) Бейбарс (1260-1279) и Калаун (1279-1290) "были кыпчаки из рода Брж-оглы", причем показание одного из них записано так:

Лен-Пуль-Стенли приводит две династии египетских мамелюков- "бахри" (династия "реки"-1250-1390 г.), "бурджи" (династия "крепости"- 1390-1517 г. По словарю Л. Будагова "берж" на языке тобольских татар обозначает - крепкий, неломкий, а "бурдж" - башня, вал крепости. По - киргизски "берш"- затвердение в теле. Выше мы видели, что подводная скала на р. Томи названа "буриш". Кстати заметим, буква "ш" в словах восточных тюрок обычно переходит в "дж" у западных тюрок (например, у османлисов). Из сопоставления указанных слов надо думать, что наименование династии "бурджи" произошло не от слов "башня", а от рода "бердж" или "берш". Это вполне подтверждается вышеуказанным показанием султана, что он "происходит от "брж" или "берш" тюркского народа. Наконец, из энциклопедического словаря (т. 36) читаем, что в Египте после династии "брж-оглы" были мамелюки из родственного рода "черкес".
Геродот (в 5 веке до Р. X.) упоминает об одном народе под именем Алазон, жившем к западу от Днепра, т. е. приблизительно в тех же местах; об Алазонах говорит и Страбон (I в. Р.Х.). Наименования берш, черкеш, алтын встречаются одновременно на Алтае и в южнорусских степях. Алтайские ачын, алчид несколько приближаются к алазонам и все они напоминают наш алчын. Нужно еще принять во внимание то, что как в греческом, так а в других древних языках нет буквы "ч", которая могла или выпасть (тогда будет алын), или должна перейти в "с", которая между двумя гласными читается, как "з". Так как названия берш и черкеш одинаково встречаются на Алтае и в южнорусских степях, надо думать, что это-родственные племена; и у киргиз они состоят в одной подгруппе-байулы.
Антропологические исследования показали, что алчыны смешались с народом арийского происхождения.
Аристов и другие полагали, что алчыны смешались е динлинами, и что само смешение произошло где-то около Алтайских гор. Выше мы видели, что подроды алчына целыми веками жили бок о бок с русскими, имели города и жили оседло. Полагаем, что смешение алчынов было не с динлинами, а с русскими в южнорусских степях.

Алчыны после монгольского нашествия.

В 12-14 веках основная группа алчына (байулы) занимала южные и юго-восточные русские степи. От них на юго-восток расположились 2 другие группы (каракесек и джетыру). Приведенные выше летописные даты показывают, что в конце 14 века алчыны составляли ядро полунезависимой орды чингисида Ногая, перед которым одинаково трепетали Южная Русь, Литва, Польша, Болгария, Сербия и даже более отдаленная Византия. В то время, как киргизы Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчакн и аргыны, все предания в былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев. не подлежит никакому сомнению; но этот интересный и сложный вопрос может составить предмет особого исследования. В памяти алчынов сохранялась предания о Тохтамысе, Едыге, о потомках последнего-Ысмаиле, Казы, Мусе, Ораке, Шах-Мамае, Ормамбете, при котором алчыны вышли из ногаев; еще в прошлом столетии киргизские певцы пели под аккомпанемент домбры старую знаменитую песню о бесконечных кровопролитных междоусобиях среди ногаев, завершившихся тем, что "дремучие леса загорелись и сто тысяч ногаев рассыпались". Эта песня, писал Чокан Валиханов, - "плач на раздвоение ногаев и казаков исторгает слезы у старых аксакалов". Известный поэт Мурат Монкин, умерший в 1906 году в очень образной песне "Уч-Кыян" также воспел бесславный конец Золотой Орды и национальную драму ногаев. В середине 15 века значительная часть алчынов была в подчинении Абулхаира, но ушла от него еще при его жизни из-за междоусобий в семье потомков Едыге.
В середине 16 века алчыны входили в состав так называемых "больших ногаев". Как пишет Соловьев, часть ногаев (наших алчынов) ушла к киргизам в 1555 году, когда Исмаил, приверженец русских, убил своего брата Юсуфа. Наконец, последняя группа (более значительная) ушла к киргизам по смерти Ормамбета (около 1600 года). Через какие-нибудь 10-20 лет после этого с востока появились новые враги-джунгары, которые, двигаясь по Сибири, в 1613 году дошли до Волги. Алчыны ушли на юго-восток от Эмбы; 17-ый и первую четверть 18 века провели в этих местах. Калмыкский разгром остался в памяти алчынов и выражение "Сауран Айналган" относится к этому времени.
В освободительной войне 1725-1726 годов алчыны сыграли выдающуюся роль; это видно из того, что главнокомандующим всеми киргизскими силами был избран их хан, престарелый Абулхаир. Но в разгар победоносного шествия в сердце Джунгарии киргизское ханы рассорились до того, что Абулхаир во главе своей Младшей Орды и Самеке с кыпчаками, найманами и частью аргынов ушли к русской границе, и там приняли русское подданство.