вернуться в раздел - Тамги и Ураны                                             на главную

Каракесек



Группа кара-кесек (Алим-улы, Чомекей, Кете).

В середине 6 века Семиречье было завоевано тюрками, вышедшими из Алтая. По Китайским данным в 7 веке к западу от р. Чу жили поколения Чумынь (чумугунь). В 654 году китайцы напали на чумугунь, разрушили столицу их, убили 30 тысяч чумугунов, у которых были отрезаны уши (для подсчета убитых). Около 700 годов у западно-тюркского хана было 40.000 войск из племени чумугуя.
В 742-744 г. потерпев поражение от соединенных сил уйгуров и карлуков, чумугуи бежали на запад.
В книге "Диуан лагат ал-турк" написанной в 1073 году, почти одновременно с "Кудатку-блик" (1069 г.) на берегах р. Чу упоминается племя чеклы.
У группы каракесек (алимулы, чомекей и кете) старинный уран (боевой клич)- доит; один из подродов алима-чекты (или чеклы). На юго-запад от Кашгара, в восточной части Алайских гор в настоящее время проживают кара-киргизские роды каракесек и тоит; с давних пор живут рядом и по преданиям, родственны.
Таким образом каракесек и доит (тойт) встречаются одновременно у киргиз Младшей Орды и у кара-киргиз, причем это наименования и там и тут тесно связаны. Отсюда можно сделать такой вывод: среди тюрок пришедших из Алтая на берега р. Чу в середине 6 века были роды чумень или чумекей, от которых могла получить свое название р. Чу. (Заметим кстати, что на Алтае, южнее Телецкого озера есть река Чу или Чуя, Чуйская степь и Чуйские белки. Эти географические названия находятся вблизи р. Черкиш, о которой было сказано выше).
В течение 2 веков (550-740) на берегах р. Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742-744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 частя-большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Киргизская группа; по-видимому, все время жила в низовьях р. Сыр-Дарьи и к востоку от Аральского моря. Этим, вероятно, объясняется, что каракесеков нет в Крыму, Казани и среди башкир; только кете упоминается у астраханских ногаев и туркмен. Название алим, без сомнения, позднейшее, данное, вероятно, группе в честь духовного покровителя какого-нибудь ходжи.

Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год.