вернуться в раздел - ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА                                             на главную

Рождение



ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ

Начнем с рождения. При тяжелых мучительных родах рядом с домом привязывали коня или мимо дома, где находилась роженица, прогоняли табун лошадей. Сакен Сейфуллин так повествует об этом обычае. К дому, где лежала эта женщина-роженица подогнали целый табун лошадей. В косяке был большой конь-жеребец, которого поймали, оседлали, и по причине того, что жеребец был весьма высокого роста и его невозможно было завести в дом, пришлось убрать верхнюю часть деревянной двери, после чего завели коня в юрту, наклонили его голову и дали жеребцу обнюхать грудь женщины. После этого, коня вывели из юрты, один сильный джигит посадил женщину перед собой на коня, и проскакал с ней некоторое расстояние, потом привез ее назад домой. После этого женщина благополучно разродилась сыном…" 
Немецкий ученый Шиле в одной из своих работ пишет о том, что из табуна выбирает самого своенравного, с горящими большими очами, коня. Шиле. "Киргизы. Этнографический очерк". Природа и люди. СПб, 1879г. с.48-49. 
" При этом,- пишет далее немецкий исследователь, - для ускорения родов и своевременного отделения последа принимаются различные меры: так приводят из табуна лошадь со светлыми большими глазами, быстро вводят ее в кибитку, и наклоняют морду лошади к груди больной. Предполагается, что нечистая сила испугается большеглазого коня и покинет жертву…" 

Казахи Старшего жуза (Жетысу) при рождении ребенка спрашивают: " Чабан или табунщик?". Это завуалированный, иносказательный вопрос, он означает: "Сын или дочь?". Чабан - значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик - это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, или 37, или 27, и далее 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считается табунщиком, который приводит в дом родителям лошадей, то есть выплату за калым. 
В Среднем жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивают так: "Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?", "Есть ли грива и хвост (потомство)?". 
Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стала искусной рукодельницей 
После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров. Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени.
Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. "Собака - одно из семи богатств", - говорится в казахской пословице. По нашим материалам, обычай "проведение ребенка через стремя" по сравнению с другими регионами чаще встречается в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае, и этому там придается особое значение. Когда ребенок взрослеет, говорят: "Проводили через стремя того-то, будет счастливым". 
По нашему мнению, происхождение такого обычая непосредственно связано с появлением стремян. То обстоятельство, что тюрки с V-VI веков нашей эры стали ездить на седлах со стременами, произвело большой переворот в верховой езде. 
Возможно, правоверен вывод о том, что появление этого обычая в Восточном Казахстане на прямую связано с тем, что стременами в нынешнем их виде впервые стали пользоваться Алтайские тюрки. 
"След ангела" - так называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта, и эту горсточку клали под подушку ребенка, лежащего в колыбели. Иногда берут горсть такой земли, заворачивают в тряпочку и кладут под подушку ребенка или же щепотку такой земли добавляют в воду и купают ребенка.
На вопрос, землю из под копыта какого коня, след какой лошади берут для этого, группа информаторов ответила, что только от хорошей лошади, а некоторые утверждают, что для этого нужен след быстроногого скакуна. По мнению остальных подходит след любой лошади. Мы же считаем, что, когда-то, в момент возникновения этого обычая, считался священным только след от хорошей, чистокровной лошади или скакуна, позднее этот обычай начал забываться, и стали брать землю с любого следа.