вернуться в раздел - Тамги и ураны                                             на главную

Аргыны



  1. Аргыны. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год.

  2. Аргыны. Из книги Шакарим Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий", перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990.

Аргыны

Имя Аргын или Аргун носит известная река в бурятской области, впадающая в р. Амур. На Алтае есть р. Аргут, составляющая правый приток р. Катуни.
В монгольском языке окончание "т" обозначает множественное, а "н" единственное число.
Если изменить в последнем слове "т" на "Н" получается опять аргун или аргын. Аристов говорит, что в 5 веке китайские историки упоминают о народе "алунь" или "бай-егу". Известно, что китайцы не произносят букву "р" (тюрков поэтому называли тукиу; а многие европейцы, не обращая внимания на это обстоятельство, до сих пор думают, что тукиу одно из тюркских племен). "Бай" оьозначает по китайски "великий", по тюркски "улуг". Тогда "алунь" можно читать "арунь" или "аргунь", а "бай-егу" - улуг-аргунь. Такие преобразования слов вполне допустимы, так как в орхонских надписях упоминается народ "улуг-еркин". Патканов в статистическом сборнике населения по Тобольской, томской и Енисейской губерниям -Чулымскую волость Томского округа называют иначе больше аргынской, а в Енисейской губернии в Ачинском округе приводит количества больше-аргунского и мало-аргунского родов. Если к этому добавить утверждение Рашид-Эддина о том, что аргын или арикан есть монгольское племя, то пребывание предвов наших аргынов, как коренных монголов, в Монголии в 5-7 веках можно считать бесспорным. Аристов замечает, что аргыны во времена Чингисхана подались на запад впереди найманов и кереев; в отношении факта передвижения именно в таком порядке замечание Аристова верно, но передвижение аргынов произошло без сомнения до Чингизхана. Известно, что Чагатаевым улусом по смерти Кара-Гула хана управляла его жена Ергене-Хатын как пишут одни, Органа или Аргуна-хатын, как пишут другие. Рубрук, проезжавший по нынешним Копальскому и Лепсинскому уездам в ноябре 1253 года уверяет, что страна раньше называлась Органум.
Коментатор Рубрука проф. Малеин замечает, что "Рубрук странно ошибся, назвав страну по имени царицы Органы". Прибавим к этому, что в тех же местностях, в 30 верстах от оз. Балхаш есть гора Арганаты,каковое слово получилось от сокращения из двух слов "Аргын-Ата", т.е. отец аргын, при чем "аргын" может быть и не собственным именем, вместо которого и у киргиз часто употребляется родовое имя. Это частое повторение органа, органум, органаты. - конечно, не случайность. Из описания походов Тимура знаем, что аргыны в 14 веке жили между оз. Алакуль и р. Каратал, т.е. в тех же местах.
Очевидно, Рубрук сделал меньшую ошибку, чем его коментатор. Органум привычный слуху Рубрука да еще с латинским окончанием название не страны, а народа - именно аргын. Выражение Аргын Хатун киргизы понимают в том смысле, что женщина происходит из рода Аргын; поэтому это вовсе несобственное имя правительницы. Из слов, что "страна (по нашему - население) раньше называлась аргын" следует, что аргыны там жили еще до похода Чингисхана. Из похода Чингисхана знаем, что осенью 1219 года в Коялыке (отожествляемом нами с развалинами Дунгене) к нему присоединился арслан-хана Карлукский. Если же аргыны поселились в этих местах раньше, то они могли быть в подданстве Арслан-хана Карлукского, и вместе с последним , вероятно, участвовали в походе Чингисхана на Туркестан и в Персию. Аристов, по-видимому, хотел даже отожествить карлыков с аргынами и надо полагать, что он был близок к истине:
1. По его данным в составе аргынов (или как он называется басими) есть 3 рода из карлыков;
2. Самое слово "аргын" на наречии каракиргизов обозначает "помесь" (так называется между прочим смесь яка и обыкновенного рогатого скота);
3. Еще в 10 веке под напором Тогуз-огузов карлуки были разделены на 2 части - западная в 12 веке кочевала около Бухары, - восточная упоминается только один раз - во время похода Чингисхана. По-видимому, восточные карлуки растворились в массе другого племени, а именно аргынов.

Так как Чингисиды обычно женились на царевнах и вообще на знатных особах, возможно. Что упомянутая царица из рода аргын происходила также из знатной фамилии, а может быть, от упомянутого Арслан-хана. Эта царица, по словам Вассафа, одна из "трех монгольских образов красоты, прелести, любезности и достоинства , которые были родными сестрами и супругами трех царевичей - чагатаида, джучида и тулида".
Из описания похода Тимура видно, что в конце 14 века аргыны жили между оз. Ала-Куль и р. Каратал, т.е. оставались на прежних местах.
Будучи в составу Чагатаева Улуса, аргыны подвеглись опустошительным набегам Тимура в 1376, 1389 и 1390 годах; затем в начале 15века с востока начались нападения на них джунгар. В1456 году аргыны были уже гораздо западнее и находилсь в подчинении внука Орус-хана, известного хана Джанибека. По-видимому, аргыны ушли на запад около 1400-1410 годов, так как аргыны (отделение канджигиты) в 1420 году участвовали в походу Барак-хана, отца Джанибека, на Ташкент и Ходжент. Среди аргынов существует еще предание, что самыми приближенными лицами Абульхаира Узбекского были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их окончилось убиением Даирхлджи (Ак-Жола) кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абульхаира выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе, Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Джаныбеком и Кереем оставили Абульхаира и ушли на восток. Это предание объясняет причину ухода Джанибека и Керея в Моголистан, на юг от оз. Балхаш (Хан-Тау), что нам известно из истории. Очевидно, этой кровной обидой и объясняется, что у шейбанидов не осталось ни одного аргына в то время, когда все остальные роды оказались разделенными между шейбанидами и потомками джанибека; по крайней мере в списке названий родов, бывших с Мухамед-Шейбани при завоевании Туркестана, аргын нигде не упоминается. Так как образование Казакского ханства начинают обыкновенно с этого момента (с чем я не вполне согласен), то аргыны были без сомнения старшим членом в составе этого ханства. Киргизские предания определенно указывают, что Джаныбек впоследствии переселился в низовья Волги и здесь построил г. Астрахан. Карамзин говорит, что Золотоордынский хан Ахмед передал Крым Джанибеку. Из Вельяминова-Зернова видно, что Джанибек опасался Менгли-Гирея и сносился в 1475-1477 годах с Иваном III, прося унего убужища на всякий случай. Наконец около 1480 года переселился в Россию, где и умер. Из Вельяминова-Зернова знаем, что аргыны в Крыму, Казани и Астрахани играли выдающиеся роли и были карачиями (приближенные ханов). Выше мы видели, что аргыны были наиболее надежным и верным элементом в руках сыновей Барака. После этого мы не ошибемся, если скажем, что по смерти Абульхаира Узбекского (около 1465 г.) Джаныбек со своими аргынами поселился в низовьях Волги и здесь построил постоянную ставку - город Астрахань. Возможно, что это один из нескольких городов, известных под этим именем, возникавших и разрушавшихся разновременно. Здесь он, по-видимому, пробыл недолго. Золотоордынский Хан Ахмед, не желая, очевидно, держать вблизи себя такого влиятельного чингисида, уступил ему Крым, куда он и переселился со значительной группой верных аргынов; когда Джанибек ушел в Россию, аргыны остались в Крыму и продолжали играть выдающиеся роли.
Наконец, из указания Вельяминова-Зернова (часть 1, стр. 123) о том, что Казань считалась юртом Барака можно заключить, что сам Барак (убмтый около 1430 года) управлял северной частью Золотой Орды до появления там Улу-Мухамеда и образования Казанского ханства. Значит, аргыны могли появиться там при Бараке, и затем. Остаться как один из господствующих родов. На Кавказе в реку Сунджу впадает горная речка Аргун, текущая по Аргенскому ущелью, в котором расположен аул Аргун; это, вероятно, осколок, приведенный туда кем-нибудь из потомков Джаныбека. В журнале "Новый Восток" (№5-1924 г.) гр. Яковлев в статье "Новое в изучении Северного Кавказа" говорит, что султаны Аварии были из рода султана Оруса. Возможно, что султаны эти произошли от потомка внука Орус-хана Джаныбека. Со слов башкира Мулакаева Рычков сообщает, что сын Хак-Назар-Хана Ахмед-Гирей ушел во главе части ногаев на р. Кубань (около 1580 г.); возможно, что с ним и ушли те аргыны, потомки которых живут в Аргунском ущелье. Большая группа аргынов, оставшаяся под властью ногайских мурз потомков Едыге, по-видимому ушла оттуда в середине 16 века после кровопролитных междуусобий мурз (Исмаила и Юсуфа) и покорения русскими Казани и Астрахани.
В конце 16 века аргыны появляются на Каратауских горах и участвовали в походах Таукель-хана и Есым-хана на Фергену, Самарканд и Бухару. 
В походе Есым-хана на Ташкентского удельного хана Турсуна 1629 г. участвовали аргыны: среди аргынов Каркаралинского и Семипалатинского уездов сохранилось предание, что во время набега на катаганов при Есым-хане аргынские батыры привезли 40 девиц, из коих некая Коныр-бике была взята в жены тобуктинцем Сары, предком знаменитого киргизского народного поэта Абая Кунанбаева и историка Шакарима Кудайбердина. 
С 1620 года начинаются кровопролитные столкновения киргиз с калмыками, при чем перевес, по-видимому, оставался на стороне калмыков; положение киргиз несколько улучшилось при знаменитом киргизском законодателе Тауке-хане (конец 17 и начало 18 веков). Аргыны в это время жили к северу от Каратауских гор, изредка, по-видимому, попадая своими кочевьями в рай оны среднего течения Сары-Су и горы Улу-Тау. При настеплении джунгар в 1723 году аргыны (кереи и джалаиры) пострадали сравнительно меньше - они укрылись в безводных пустынях Бетпак-дала. Во время победоностного наступления киргиз в 1725-26 годах аргыны были в первых рядах.
В 1726 году, по свидетельству Левшина, киргизские ханы рассорились. Причиной ссор, по-видимому, было избрание в ханы 3 Орд по смерти Болат-хана, его сына, сравнительно молодого Абульмамбета. Дядя его и брат Болата старик Самеке (Шахмухамед) и главнокомандующий всеми киргизскими силами, удельный хан Младшей Орды, престарелый Абульхаир; сочли себя обойденными, и в разгар стремительного и победоностного шествия; в котором киргизы дошли до реки Или, бросили фронт и ушли на северо-запад к русской границе, где и приняли русское подданство. Победоностная, славная кампания была окончательно сорвана, оставшиеся киргизы отступили: большая часть (Средняя Орда) ушла на север, меньшая (Старшая Орда) оказалалась прижатой к Сыр-Дарье и вынуждена была покориться джунгарам. Однако эти группы не переставали бороться, пока после избиения калмыков китайцами (1757 г.) не удалось Аблай-хану во главе этих киргиз добить калмыков; после этого уже с 1758 года аргыны стали устраиваться в тех местах, где их застали русские. 

АРГЫНЫ

О происхождении названия (этнонима) "аргын" pycские историки пишут по-разному. Среди них (имеется в виду-из сведений на русском языке - пер.) заслуживает внимания наименование "улуг Ергин" из орхоно-енисейской надписи. В древние времена это племя Улуг Ергин кочевало восточнее моголов (монголов?- пер.). Китайцы называли их байегу. Как уже говорилось, в китайской транскрипции отсутствует "р" в середине слова и опускается последняя согласная. Если восстановить эти утраченные в китайском написании буквы, то мы получим "бай аргын". "Бай аргын" и "улуг ергин" - суть одно и то же, означающее "великий аргын" (м. б. "великий богатырь-муж (ер, ар) среди гуннов?" - пер.). Если это так, то можно прийти к выводу, что аргыны - потомки тюрков, которых китайцы называли хо-хо, по нашему уй-гур из тайфы канлы, по-нашему арбалы (т.е. кто с арбой-повозкой), по-китайски гау-гу. Выходит, Mt из тайфы бай йергын.

В летописях более позднего времени аргыны узнаваемы в наименовании аргынот. Так называется род, входивший в состав улусов Джучи и Чагатая - сыновей Чингисхана.

Во времена Амир Тимура (Тамерлана) доподлинно известно, что аргыны также под именем аргынот кочуют между Чингисских гор и Тарбагатаем. По поводу того, почему наименование аргын именно в таком виде не упоминается в летописях времен Чингисхана, русские историки объясняют по-разному, но большинство все же склоняется к мнению, что аргыны сдались Чингисхану без боя. Мне же думается, что в то время аргыны подчинялись найманскому хану. Потому как, по словам Аристова, во времена правления первого каракитайского хана Амбы упоминаются байиергины, а найманов нет вовсе. К тому же Аристов добавляет, что прежде были сильными байиергыны, т. е. аргыны, а во времена Чингисхана сильнее были найманы, которые составляли не одно даже, а два соседних ханства. К тому же, указывая на племена, входившие в улус Чагатая, он говорит, что аргыны с найманами кочуют на берегах рек - Емель, Каратал и Нуры. Из этих слов ясно, что одно время могущественней были аргыны, и найманы были у них в подчинении, другое время, наоборот, найманы стали сильнее и подчинили себе аргынов.

По моему мнению, аргыны Среднего жуза являются потомками ойрат Аргын аги, как называет его в своей "Родословной" хан Абулгази. И вот почему: когда великим каганом (монголов - пер.) становится младший сын Чингисхана Толы, он посылает в Хорасан человека из тайфы ойрат по имени Аргын-ага, назначив его тамошним наместником. По мусульманскому летоисчислению это происходит в 440 г., или по русскому календарю - в 1262 году. Спустя десять лет умирает Аргын-ага, тогда на место его сын Толы - Мункэ-каган посылает брата своего Хулагу, по-казахски Алеке-хана, тем самым подтверждая, что Аргын-ага был из племени ойрат. Ранее, когда монголы, победив уйгуров и татар, согнали их с насиженных мест, то некоторые из них, что остались, были прозваны ойрат-калмаками, и скорей всего, что наши аргыны - потомки байергынов или иначе улуг аргынов - упоминаемых именно в числе этих "оставшихся" калмаков. Возможно, что русские историки, делая выписки из "Родословной" Абулгази, не обратили внимания на это слово.
Если аргыны (аргынот), известные среди тюркских народов мира, могут быть потомками вообще древних аргынов, то аргыны нашего Среднего жуза - потомки именно этого Аргын-аги. К тому же имя его точно соответствует имени казахского первопредка аргынов. И мой дед, покойный Кунанбай-ходжа, тоже упоминал хана по имени Аргын-ага.

АРГЫНСКИЕ РОДЫ СРЕДНЕГО ЖУЗА

Потомок Аргын-аги - Кодан. Его сын - Даирходжа (Акжол). От старшей его жены- Караходжа. От младшей-Суюндик. От Суюндика - Саржетим и Шакшак. Их потомки - в Младшем жузе. Называются токал-аргыны (аргыны от младшей жены - пер). От старшей жены Караходжи - Мейрам. От его младшей жены Момын - Карасофы, Кенжесофы, Баесеинтийн. От старшей жены Мейрама - Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик. От младшей - Болат. От Куандыка четверо сыновей - Алтай, Карпык, Темиш, Барушы. У Суюндика трое своих сыновей-Жанболды, Колболды, Орманшы и усыновленный - Каржас. Потомки этих четверых назывались тортаул (четыре аула). Сын Бегендика-Козган, сын Шегендика - Каксал. От Болата - Майхы и Бошан и два приемных сына-Жалыкпас, Камбар. Потомкии этих четверых-зовутся каракесеками У вышеназванного Карасофы, что родился от младшей жены Караходжи, было два сына-Атыгай и Караул. У Баесеинтийна было три сына - Айтей, Байымбет, Жанай. У Кенжесофы было два сына - Канжыгалы и Тобыкты Эти семеро в народе получили прозвище по имени своей бабушки Жеты Момын ("Семеро от Момын"). Не в силах произнести правильно Тофикты назвали по-казахски Тобыкты. От него Ерсетек и Даулетек. Даулетеку как-то на большом тое случилось сторожить казаны с толстой палкой в руке. За это его прозвали Жуан Таяк ("Толстая палка"). Отсюда и получили свое наименование его потомки-Жуантаяки. Трое сыновей было у него-Байгара, Байшора, Жиеншора. Последний был человеком образованным, за что хотели прозвать его Хафизом, но опять же из-за трудного произношения стали звать Абызом. От Байгары - Архар и Бокен. От Байшоры - Шагырбугы. От него - Кудайкул, Кожагул, Андагул. У Андагула от жены-кипчачки - Батбанак. Его сын - Карабатыр. От вышеупомянутого Абыза (Жиеншоры) - Абдал, Жумык, Абле, Шаршак. От Абдала - Ескене. От Жумыка - Нарымбет и Жиенбет. У Ескене было три сына - Таниркулы, Жумас, Бектас. От Нарымбета - Отегул, Бердибай, Отебай. От Отегула - Толебай, Корпе. От Жиенбета - Кульсары, Токсан. От Толебая пятеро - Кожагельды, Кара, Кожамбет, Жангожа, Айтхожа От Кульсары - Кудайсугир, Берсугир. От Токсана- Жаныбек и Тогузак.

От старшего сына вышеупомянутого Тобыкты Ерсетека - Мусабай, Кокше, Дадан. От дочери Мусабая, отданной замуж за уйсуна - Кулык. И еще Даулетек, которого прозвали Жуантаяком - младший сын Тобыкты - вот эти пятеро зовутся Бес жан Мусабай (пятеро мусабаевых). От Кокше-Топыш и Томан. У Топыша двoe-Башы, Шобан. У Томана-Каракошек, Балтай. От Шобана шестеро - Надир, Берет, Алим, Жасыбай, Карабакан, Турабай.

От Дадана-Есенбакты, Даулетбакты, Аксак. У Есенбака двое-Манас и Танас. У Манаса трое-Баэаркул, Кенжебарак, Токал. У Даулетбакты - Айбеске, Калдау. Все они зовутся Дадан Тобыкты. Род их составляют две волости в Каркаралинском уезде. Остальные тобыкты-в Семипалатинском уезде, составляют пять волостей.

От вышеупомянутого бия Мусабая - Толенкожа, Суйырбас. Этого Толенкожу кто-то из аргынов прозвал Жаман Тобыкты ("Плохим Тобыкты"), и все потомки его носили это имя жамантобыктинцев. От Толенкожи- Баянай, Шегир. От Баяная-Еспентай и Елебай. Сын Еспентая - Токебай. Сын Елебая - Могал. От Могала Жокен. У него было четыре сына - Таз, Нурке, Бирке, Ожар. У вышеназванного Шегира сын Байбол, от дочери, отданной в кипчакский род, внук Жузбейнет. От Бай-бола Боранши. От него Есболат, Альмембет, Айгана, Абыл и приемный сын Касым. Есболат усыновил Кайыпберды. От него Кошкар, Сенгир, Богей, Текзан. От Альмембета - Кадир, Топек. От Айганы - Игилик, Ораз.

У вышеупомянутого Мусабая еще от одного его сына Суирбаса трое - Али, Сары, Кожаберген. От Али- Орыс, Каржау. У Сары от старшей жены - Мамбетай, Умбетай, от Конырбике, дочери Турсын-хана, Мамбет-софы, Кишик. В народе его звали Кошек. От Кожабергена - Бекпембет, Жапал. От Мамбетая - Таниберды, Тасболат, Байгазы. У Таниберды от старшей жены - Базар, Сагындык. От другой - Шакар. От младшей Коспай, Толек.

От Мамбетсофы - Боранай, Кабас. От Бораная - Жумагул, Кожан. От Жумагула шестеро - Мамай, Мырза, Баян, Боген, Ырысбай, Манай. Вот этот самый батыр Мамай и привел род тобыкты из орских лесов к подножию Чингисских гор.

От вышеназванного Кишика от старшей жены - Санмурат, Беимбет. От младшей - Анет, Айтек. Этот Анет и есть тот самый Анет-баба, прозванный так за участие в составлении знаменитого свода законов - Жеты Жарга ("семь установлений"), один из семи биев (составителей), который в девяносто семь лет из-за немощи cвоей был оставлен на горе Каратау, когда казахи в год Великого бедствия ("Актабан-шубырынды") оставили берега Сыр-Дарьи. От Санмурата - Байгара, Кулгара, Агыбай. От Байгары - Конысбай, Кенбай, Аршабай. Сын Кулгары Жанбай. Сын Атыгая Бугыбай, от него - Байтобет, Сокырша. Сын вышеупомянутого Беимбета Танатар. От него трое - Сак, Тогалак, Сакулык. У Сака было пятеро сыновей - Алимбет, Жолымбет, Есенгельды, Жаркын, Сазан, а также рожденный от дочери его внук керей - Шекы. У Тогалака было семь сыновей - Есен, Аман, Енсе, Балта, Тойте, Койгельды, Тайсоймас и два приемных сына - Серкебай, Усен. От Усена - Болатбай
У вышеназванного Анет-бабы пятеро сыновей от старшей жены, все погибли в сражении с калмаками. О тех кто остался там кроме них, у меня сведений нет. Сюда же были доставлены в бесиках (колыбельных люльках) дети Байболата, одного из тех пяти от первой жены,- Балуан и Бакай. От Балуана потомков нет. От Бака трое - Курманбай, Жарылган, Токкожа. От Курманбая - Байимбет, от него Толакбай. От Жарылгапа - Шангырбай, Сасыкбай. От Сасыкбая - Отыншы, Kepeйбай. От Шангырбая - Карабас, Жортабай. От Токкожи Кобеген. Сын его Дуйсенбай ныне жив. Остальные все живут в Белагаше. От одной из жен Анет-бабы был сы Жаубасар, от него - Отегул, Ман. От Отегула - Журынбай, Токбан, Сыдык. От Мана - Акбай, Туяк. О младшей жены Анет-бабы - Есболат, Шака. От Есболата - Байгел, Шабан. Шака имел трех сыновей - Айтуара, Тауке, Бостана. 

У вышеназванного Айтека от старшей жены - Олжабай, от младшей - Байторе, Калкаман. Калкаман этот похитил дочь Манбетая Мамыр, бежал с ней, но был пойман и приговорен к казни "ок байлау". Отделавшись ранением в бедро, Калкаман в обиде на Анет-бабу откочевал в области Бухары. По слухам, род его продолжился (потомки его поныне живут там). Брат его Байторе, известный под именем Бакен, оставил потомство, которое нынче насчитывает около ста юрт. От Байторе - Шоткара, Досак, Отеген, Байдаулет. От Шоткары - Байсары, Мангыт, Байше и внуки от дочерей-Татибай, Жаназай. Приемный сын - Жамбы. От Досака - Татиш, Сандык. От Отегена - Кунтуган, Сары и внук от дочери Байгутты. У Байдаулета было двое сыновей - Бактыбай, Тойгулы и приемные - Мурасыл, Есенбек.

От вышеупомянутого Олжая - Айдос, Кайдос, Жигите. От Кайдоса - Бокенши, Борсак. От Бокенши - Байгобек, Жанкобек, Жанкабыл, Жанак, Томарбай, Куандык. От Борсака-Егизбай, Сегизбай, Жазыбай, Казыбай, Алма. От старшей жены Жигитека - Кенгирбай, Сенгирбай. Бий Кенгирбай известен в народе как Кабекен. От младшей жены Жигитека -Тулкибай, Карсакбай, Кузенбай, Жолымбет. От вышеназванного Айдоса-Иргизбай, Торгай, Топай, Котибак. От старшей жены Торгая - Жабагы, Кулыншак. Еще от одной жены - Менлибай, от другой - Серик. Приемные - Куттыгул, Самелтер. От Топая - Буркит, Жанболат, Бекболат, Бектас, Жантас, Бабен, Тасболат. Тасболата еще звали Ташен. Он же- Куат. У Котибака от одной из жен - Атей, Кодас, от другой - Шагирбай, Ауек, Урпек. Еще от одной - Боранбай. От младшей-Токсанбай, Сексенбай, Алпысбай и внук от дочери Куат.

Вышеупомянутый Иргизбай - наш прадед в четвертом колене - был близким сподвижником хана Аблая. У него было четверо сыновей - Оскенбай, Осер, Мырзатай, Жортар. Оскенбай был избран бием после бия Кенгирбая. От его старшей жены наш дед-покойный Кунанбай-хаджи был единственным сыном. От старшей жены Кунанбая - мой покойный отец Кудайберды также был единственным сыном. Он умер в 1886 году в год барса в месяце апреле тридцати семи лет от роду, и я остался пятилетним сиротой.